Техника вышивания крестом или крестиком и полукрестом — одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эти техники известны издавна, но широко распространились во второй половине прошлого столетия.
Вышивать этими швами можно по счету нитей на ткани полотняного переплетения, по канве и по контурам, обозначенным точками. Можно вышивать по выдернутым из ткани поперечным и продольным ниткам, образующим квадраты. В каждом квадрате вышивают по одному стежку полукреста или одному крестику.
Во время работы необходимо следить за отсчетом нитей ткани и одинаковым направлением верхних стежков, чем меньше размер крестика, тем изящнее вышивка.
Существует несколько разновидностей вышивки крестом. К ним относятся: полукрест, или роспись, крест прямой и косой, удлиненный и расширенный, одинарный (из двух перекрещивающихся стежков), двойной (болгарский) и трехстежковый.
Полукрест, или роспись, — двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми (горизонтальными и вертикальными) и косыми (диагональными) стежками. Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд пройден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении (справа налево) заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри контура (рис. 23). Пунктир на рисунках показывает направление хода стежка с изнанки.
К разновидностям полукреста относятся ступенчатые стежки, чешуйка, клетка, шашечка и многие другие (рис. 24,а—в).
Шов «пилочка», или «кривулька», выполняется как в два хода (рис. 25,а), так и одним ходом (рис. 25,6). Она может быть в один, два и три ряда (рис. 25,в), с украшением.
Косая стежка — глухой односторонний счетный шов. Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другy или ОТСТОЯЩИМИ друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины (рис. 27,а).
Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы.
Для первого стежка (1—2) наклонного ряда, который шьют снизу вверх, от края контура узора, то есть места закрепления рабочей нити (1), отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань (2) и выводят с изнанки справа налево через две нити (3). Второй стежок (3—4) делают снова слева направо на две нити выше первого, третий (5— 6) — на две нити выше второго и т.д. (рис.27,6).
Для начала второго ряда, который шьют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо (6—7), а косой стежок кладут сверху вниз справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда (рис. 27,в,г).
В зависимости от рисунка можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону (рис. 27,д), или начать вышивание с центра фигуры (рис. 27,е). Последовательность вышивания косой стежкой орнаментальной полосы показана на рисунке 27,ж. Ход работы напоминает одностороннюю счетную гладь.
Этот вид вышивания встречается у многих народов и имеет свои местные названия, колорит, богатство орнаментальных мотивов. В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом, выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия — «куриный» или «сорочий брод» (рис. 28).
Узоры, выполненные поддевчатым швом, состоят из ажурных полос разной ширины, треугольников, ромбов. Этим швом подчеркивали орнаментальные полосы других швов и заполняли плоскости геометризованных фигур.
Узкая полоса шириной в один ряд выполняется в два приема (рис. 29,а). Сначала по счету нитей ткани кладут вертикальные стежки ряда слева направо. В последнем стежке рабочую нить выводят на одну нить выше нижнего конца стежка. На иглу слева направо, снизу вверх поддевают предыдущий (предпоследний) стежок и протягивают рабочую нить. Справа налево сверху вниз поддевают предпоследний стежок и вводят иголку с ниткой сверху вниз слева направо под предыдущий (третий) стежок. Поочередно обвивая вертикальные стежки рабочей ниткой то сверху, то снизу, вышивают декоративную полоску любой длины.
Украинский «верхоплут» выполняется в один, два и более рядов, создавая ажурные фигуры из ромбов и треугольников, которые используются как самостоятельная вышивка или как дополнение к другим швам (рис. 30,а). Эстонские «торн» и «кюла», украинский «бегунец» (рис. 30,б,в) созданы на основе перевива наклонных стежков и очень красочны.
Крест двойной, или болгарский (рис. 39) выполняется четырьмя стежками: двумя диагональными и двумя взаимно-перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки фис. 39,а). Второй способ показан на рис. 39,6.
В народных вышивках Полесья очень часто встречается косой крест «в три стежка» (рис. 39,в).
Косичка — разновидность косого креста, является дополнением к другим счетным швам и маскирует соединительные швы.
Вышивают косичку слева направо равносторонними или удлиненными крестиками. Сначала делают косой крест, а потом из нижнего левого угла прокладывают направо вверх косой стежок на глсстоянии в один крест. Иголку прокалывают в верхний правый угол креста и перекрывают крестик длинным стежком рис. 40,а,б). Набирая на иголку нитки ткани то вверху, то внизу, шьют косич нужной длины и направления (рис. 40,в—д). Плетенка выполняется из скрещенных стежков одинаковой длины (рис. 40,е,ж) и применяется как дополнение к другим швам.