вторник, 26 июля 2016 г.

Кто придумал ноты и их названия?

Кто придумал ноты и их названия?

Семь нот давно стали для нас привычными символами. Благодаря им музыканты записывают и воспроизводят чудесную музыку, и даже дети знают названия нот: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си.

Но откуда взялись ноты? Почему именно так называются они на универсальном языке музыки? Сегодня я вам расскажу об этом.
Изобретателем современной  нотной грамоты считается монах-бенедектинец Гвидо Аретинский, живший на рубеже X-XI столетий.
Начинал свою карьеру Гвидо в бенедиктинском аббатстве Помпоза близ Феррары, был там руководителем певческой школы и обучал монахов хора пению церковных псалмов.
В те времена в европейской музыке для записи мелодии использовались особые знаки — невмы (латинское neuma от др.-греч. νεῦμα «знак рукой или глазами, кивок»), которые не указывали точной высоты и продолжительности звуков, а только примерный план направления мелодии.
В католическом церковном песнопении существовало великое множество псалмов и обучать певчих с помощью невм было весьма проблематично. На обучение одного певчего уходило до 10 лет.
Тогда и придумал Гвидо особые знаки, которые отражали высоту и продолжительность звука, а так как знак на латинском звучит нота (nota), то в современном языке прижилось это название.
Но католическая церковь не любит перемен, и предложенная Гвидо реформа записи музыки вызвала роптание монахов аббатства. Именно тогда в 1025 году Гвидо переехал в  Ареццо – административный центр провинции Тоскана. Здесь в кафедральном соборе под началом епископа Теодальда, Гвидо написал свои самые значимые труды и закрепил реформу музыкальной нотации, а в истории мы его знаем теперь по имени Гвидо Аретинский (итал. Guido d’Arezzo).
Для того, чтобы быстрее и точнее запомнить ноты, Гвидо Аретинский придумал использовать первые слоги акростиха молитвы к Иоанну Крестителю «Ut queant laxis», каждая последующая строка которого пелась на тон выше предыдущей:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.
В XI веке использовались только шесть нот. Седьмая нота — si — считалась «дьявольской», не использовалась в церкви и была добавлена значительно позднее, поэтому не входит в акростих и является сокращением названия молитвы («Святой Иоанн»).
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог Ut– закрытый, и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, Ut, в шестнадцатом веке заменили на Do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).

Предлагаю послушать исполнение молитвы к Иоанну Крестителю «Ut queant laxis»:

автор: Татьяна

Комментариев нет:

Отправить комментарий